Подготовка педагогических кадров всегда является той базой, на которой строится развитие любого общества. Общий уровень культуры населения страны определяет успехи ее поступательного развития, достижения во всех сферах.
Начало подготовки педагогов в г. Липецке связано с тридцатыми годами XX в. В эпоху первых пятилеток встали задачи ликвидации безграмотности основной массы взрослого населения страны, подъема общего и профессионального уровня молодежи и лиц, занимавших разные посты в структуре государственной власти, советской системы.
Очевидной была та начальная задача, от решения которой зависела проблема подъема общей культуры населения страны. В начале 30-х годов остро встала необходимость обеспечения страны специалистами, которые могли научить других. Уровень грамотности и культуры основной части населения был таков, что на повестку дня в качестве ведущей вышла задача подготовки учителей начальной школы, от труда которых во многом зависело будущее страны.
Именно поэтому в связи со строительством металлургического завода в Липецке в нашем небольшом городке Центрально-Черноземной области открылись средние профессиональные учебные заведения, одним из них стал индустриально-педагогический техникум.
В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 г. отмечалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально-металлургический комбинат. Растет и политехнизируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно».
Липецкий индустриально-педагогический техникум (ЛИПТ) Центрально-Черноземного областного отдела народного образования стал функционировать с 16 апреля 1931 г. Таким образом, эта дата - начало профессионального педагогического образования в г. Липецке. Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова, в 1936 г. оно было переименовано в Липецкий педагогический техникум им. С.М. Кирова, а с 1937 г. – в Липецкое педагогическое училище им. С.М. Кирова.
Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре, в июле 1931 г., он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов, потом долго работавший в педагогическом училище, в 40-е годы ставший зав. Липецким ГорОНО, а затем – директором средней школы № 1 г. Липецка.
В техникуме был трехлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический; политехнический и педагогический. В первом наиболее важное место занимал главный предмет: «История классовой борьбы», для которого отводилось 210 часов «по расписанию» и 105 часов для изучения «дома» (аналог современной самостоятельной работы).
В 1939 г. в училище обучалось 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. экземпляров книг.
Условия жизни в 30-е годы были достаточно трудными. Студенты получали стипендии, размер которых был невелик и колебался в зависимости от успеваемости. По сведениям за 1937 г., стипендия составляла: на 1 курсе – 40 или 50 р., на 2 курсе – от 45 до 60 р.; на третьем – от 50 до 70 руб. Существовали и две «крупных» стипендии: одна в 80 р. и одна в 100 р. (имени 8 марта). Нуждающимся учащимся выдавались пособия, единовременные или периодические, размер пособия составлял 30 р. Одной из норм организации жизни студентов было питание студентов в столовой техникума. Стоимость дневного рациона составляла 1 р. 40 к. и увеличивалась на 40 коп. во время сессий и экзаменов. Калорийность питания составляла, по подсчетам того времени, 1200-1600 калорий. Выдавался хлеб – в день 500 г., и в столовой еще 100 г. Натуральное снабжение получали преподаватели. Оно состояло в 1932 г. из хлеба – 400 г., пшена – 500 г. и сахара – 400 г.
Несмотря на трудности, очевидно было стремление молодежи того времени получить образование даже в сложных бытовых условиях. Формы культурной работы с учащимися отвечали возможностям рассматриваемого времени. В неопубликованных воспоминаниях старейшей липецкой учительницы Л.В. Криницкой, работавшей в педагогическом техникуме во второй половине 30-х гг., рассказывается о том, как она в свободное время приходила в женское общежитие. Там в зале общежития, в котором жили девчата, был единственный репродуктор. Лидия Владимировна заранее узнавала программу передач и вместе с учащимися их слушала. По ее воспоминаниям, они прослушали, с ее комментариями о том, как одеты и выглядят герои, «Евгения Онегина», «Миньон», «На бойком месте», «Доходное место». Это было «коллективное слушание радио», благодаря которому учащиеся педагогического училища воспринимали достижения мировой культуры.
Тяжелой была жизнь и преподавателей, и студентов в годы Великой Отечественной войны. Все было подчинено задачам борьбы с врагом. Теперь в плане воспитательной работы значились кружки станковых пулеметчиков и автоматчиков, где занимались и юноши, и девушки. Протоколы партийных собраний за военные годы, обязательно включали вопросы о подсобном хозяйстве, о посевной кампании на участке в 5 га земли, выделенном училищу. В январе 1944 г. коллектив преподавателей просит увеличить норму выдачи хлеба для служащих до 500 гр. По воспоминаниям одной из преподавательниц училища, самым сложным было обеспечение преподавателей дровами – обходились как только могли, и выручала товарищеская взаимопомощь и коллективизм.
Время определяло специфику учебной работы: особенно хорошо учился краснознаменный класс, в котором, несмотря на то, что там было «много больных малярией и недостаточно питающихся», не было неуспевающих. Впервые за всю историю техникума в 1943-1944 учебном году не было преподавателей педагогики и некоторое время – русского языка, целый семестр - преподавателя географии.
Летом 1944 г. студенты училища заработали на строительстве тракторного завода 509 человеко-дней. На студенческом собрании было решено, чтобы все заработанные средства были перечислены в фонд подшефного детского дома.
Благодаря деятельности училища уже к концу 30-х гг. начала решаться в городе и округе задача осуществления всеобщего семилетнего образования, существенно выросло качество педагогических кадров.
Необходимость решения задачи обеспечения всего населения семилетним образованием привела к тому, что ряд педагогических училищ страны был преобразован в учительские институты.
29 июля 1949 г. приказом Министерства высшего образования СССР Липецкое педагогическое училище было реорганизовано в государственный учительский институт. 1 сентября 1949 г. в институте начали занятия около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов, который возглавлял наше учебное заведение до 1954 г. Первым заместителем директора по научно-учебной работе стал Сергей Васильевич Щепров, по заочному отделению – Владимир Ипполитович Устинов.
Были созданы два отделения: физико-математическое (заведующий – Н.Н. Крапивин, затем – Борис Сергеевич Некрасов) и русского языка и литературы (заведующая отделением в 1951 г. – Зинаида Владимировна Устинова). Впервые было осуществлено объединение преподавательского коллектива по кафедрам, появились первые кандидаты наук. Были образованы и первые пять кафедр: основ марксизма-ленинизма (4 штатных преподавателя), русского языка и литературы (8 преподавателей, из которых 1 – доцент), педагогики (2 преподавателя), математики (5 преподавателей), физики (4 преподавателя), позже была создана кафедра физвоспитания.
Начал складываться преподавательский коллектив института, позднее ставший основой педагогического учебного заведения: в учительском институте начали работу в Липецке Н.Н. Крапивин, Н.Д. Жихарева и др. Многие из первых преподавателей, и студентов учительского института прошли войну. Из 200 зачисленных на первый курс студентов 108 прошли войну и вернулись с наградами; заместитель директора С.В. Щепров был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, первый зав. физико-математическим отделением Н.Н. Крапивин – кавалер ордена Александра Невского. Имея такой прочный контингент студентов и преподавателей, учительский институт с честью прошел важный этап первоначального становления, упорной борьбы за знания, повышение педагогической и научной квалификации.
В институте в год открытия числилось 200 студентов: 79 – на отделении русского языка и литературы и 121 – на физмате. В январе 1951 г. в институте обучались уже 406 студентов дневного отделения. Институт как учительский сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного исторического периода. Выпускники института, а их было свыше четырехсот, обеспечили работу школ-семилеток.
Жизнь потребовала существенной реорганизации вуза. Реальностью стало всеобщее бесплатное среднее образование школьников, и поэтому резко возросла необходимость в углубленной подготовке учителей-предметников.
Переломным в развитии педагогического образования в Липецке стал 1954 год. 6 января Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Липецкая область. Липецк приобрел статус областного центра. Это требовало и наличия полноценных высших учебных заведений. Рост населения областного центра, связанный со строительством металлургического гиганта, ставил задачу повышения как идеологического, так и образовательного уровня бывших сельчан, становившихся городскими жителями.
Это прекрасно понимали руководители области, результатом чего и стало произведенное немедленно, приказом Министерства просвещения РСФСР от 8 июня 1954 г., преобразование Липецкого учительского института в педагогический. Директором педагогического института стал Трофим Ильич Поподько, заместителем директора по учебно-воспитательной работе - кандидат педагогических наук, доцент Ю.Ф. Тетюцкая.
Как правопреемник учительского, педагогический институт унаследовал лучшие его позиции и, конечно же, буквально во всем значительно преобразился. 20 августа 1955 г., в связи с увеличением числа специальностей и количества студентов, институт начал работать в новом здании – бывшей школе ВВС в поселке «Свободный Сокол», в 8 км от центра города. Зданием педагогического института этот корпус оставался до 1975 г. В 1973 г. было завершено строительство нового здания института и начались занятия студентов в нынешнем корпусе № 1, а в 1978 г. – в корпусе № 2.
Вводятся пятилетний срок обучения и обогащенные учебные планы. Содержание и качество занятий обеспечивает обновленный преподавательский коллектив, в котором становится больше кандидатов наук, доцентов.
Итак, с 1 сентября 1954 года стал функционировать Липецкий государственный педагогический институт. Студенты 2 курса учительского учебного заведения были переведены, в состав педагогического и осуществлен набор на 1 курс физико-математического и филологического факультетов (по 75 человек).
Похожие учебные заведения
Проблема с подбором?
Мы проконсультируем, какие формат и направления
вам подходят, подскажем полезные курсы
Свяжитесь с нами
Данное учебное заведение представлено в следующих разделах: